МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 х. КРАСНЫЙ КУТ
ОКТЯБРЬСКОГО
(С) РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка
проекта
по правилам
дорожной безопасности
«Нужно знать и
выполнять правила дорожные!»
Учитель высшей категории
Корытько В.И.
Красный Кут
2010 год
Пояснительная
записка.
Данный проект
разработан в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся
начальной школы, который охватывает теорию и практику безопасного поведения учащихся
в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях. Проект нацелен на
практическую реализацию одного из компонентов ОБЖ – безопасного поведения
школьников на улице: на проезжей части, на транспорте.
В связи с
тем, что занятия по правилам безопасного поведения на улице среди младших
школьников проводятся в основном в игровой форме, а усвоение материала возможно
только через постоянные тренировки, в рамках проекта разработан план-маршрут безопасного пути в
школу, памятка пешехода, кроссворды и игры
по правилам безопасности на дорогах, театрализованная программа «Маша в царстве
Светофора», изготовлены макеты знаков, встречающихся в населенном пункте.
В ходе
выполнения проекта учащимся старших классов, занятым его выполнением, также даётся возможность на более высоком
уровне осознать социальную значимость умений и навыков безопасного поведения на
улице, закрепить и усовершенствовать знания и навыки, способы практических
действий, приобрести способность к моральной и психической устойчивости в условиях
повышенной опасности.
Цель
проекта: содействовать формированию у младших школьников потребности
предвидеть возможные экстремальные ситуации на проезжей части, выработке
навыков их правильного анализа и адекватного поведения в них, то есть грамотных
действий в тех условиях, которые могут встретиться в любой момент.
Задачи
проекта:
1.
формирование у младших школьников устойчивых навыков соблюдения и выполнения
Правил дорожного движения;
2. формирование
осознания социальной значимости сохранения жизни и здоровья в экстремальных
ситуациях;
3. создать
психологический климат, способствующий появлению у учащихся как младшего
возраста, так и старшеклассников заинтересованного отношения к проблеме
безопасности на дорогах;
4. показать в
ходе театрализованного представления недопустимость пренебрежения выполнением
Правил дорожного движения.
Проект «Нужно
знать и выполнять правила дорожные!» приурочен к весеннему месячнику
безопасного поведения на дорогах, который традиционно проводится в школе в
преддверии летних каникул. Проект разработан творческой группой, созданной из
учащихся 7-9 классов.
Лидер
проекта – Виниченко Анастасия – ученица 4 класса.
Координатор
проекта - Корытько В.И. –
классный руководитель 4 класса.
Этапы разработки проекта
«Нужно знать и выполнять правила дорожные!»
Приступая к
работе над проектом «Нужно знать и
выполнять правила дорожные!», был определен конечный результат – проведение
большого театрализованного праздника по правилам безопасного поведения
школьников на проезжей части и показ сказки «Маша в царстве Светофора».
Промежуточными
этапами проектирования были определены следующие:
1. Определение
круга вопросов для исследовательской работы.
2. Организация
рабочих групп и выбор направления исследования.
3. Определение
источников для проведения исследования и подбора практического материала.
4. Исследовательская
и практическая деятельность участников проекта.
5. Оформление
результатов исследовательской и практической деятельности, подготовка
презентации проекта.
6. Презентация
проекта.
Деятельность на каждом этапе разработки проекта.
1. Определение круга вопросов для
исследовательской и практической деятельности.
- составление плана – карты
населенного пункта с минимально опасными
пешеходными маршрутами по пути к школе;
- составление кроссвордов для игровых
занятий с учениками начальной
школы;
- составление памятки пешехода;
- составление и разучивание сценария
праздника и театрализованной сказки; - изготовление макетов дорожных знаков для
представления и
практических занятий по правилам безопасного поведения на проезжей
части;
- разработка и оформление информационного
стенда «Светофорик»;
- разработка эмблемы, дизайна формы
участников отряда юных
инспекторов движения;
- разработка макета и создание
площадки по ПДД;
2. Организация рабочих групп и
выбор направления исследования.
Для практического осуществления
проекта созданы 4 рабочие группы.
1-я группа приняла к исполнению составление плана – карты
населенного пункта с минимально опасными пешеходными маршрутами по пути к школе,
составление памятки пешехода,
разработку эмблемы, дизайна формы участников отряда юных инспекторов движения;
2-я группа - составление кроссвордов для игровых занятий с
учениками начальной школы, проведение игр и практических занятий с младшими
школьниками, разработку и оформление информационного стенда «Светофорик»;
3-я группа - изготовление макетов дорожных знаков для
представления и разработку макета и оформления площадки по ПДД;
4-я
группа - составление и
разучивание сценария праздника и театрализованной сказки «Маша в царстве
Светофора».
3.
Определение источников для проведения
исследования и подбора практического материала.
Источниками
для практической деятельности были выбраны:
1.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или
школьник вышел на улицу: 1-4
классы. – М: ВАКО, 2006.
2.
Пляшечук В.И.
Дорожная азбука. – Киев: Рад.школа, 1983.
3. Попова Г.П. Основы безопасности
жизнедеятельности. 1-4 классы:
школьный курс в тестах, кроссвордах,
стихах, играх и задачах с
картинками. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности»;
5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.
Дидактические игры. –
М.: Просвещение, 1996.
6. Тарутин. Для чего нам светофор. – Л.:
Детская литература, 1980.
7. Топоров И.К. Основы безопасности
жизнедеятельности. 1-4 классы:
М.: Просвещение, 1996.
8. Три сигнала светофора: Дидакт.игры,
сценарии вечеров досуга. Книга
для воспитателя детского сада. – М.:
Просвещение, 1989.
9. Улыбка: Мелодии из мультфильмов/ Сост.В.Модель,
Ф.Модель. –
Л.: Музыка, 1991.
10. Шевченко Г.А. Тематическое планирование по
основам безопасности
жизнедеятельности. 1-4 классы. –
Волгоград: Учитель, 2006.
4. Исследовательская
и практическая деятельность участников проекта.
Работа над
проектом продолжалась в течение 2007-2008 учебного года. Материалы
деятельности
учащихся представлены в приложениях к разработке проекта:
Приложение
1: план – карта населенного пункта с минимально опасными
пешеходными маршрутами по пути к школе;
Приложение
2: кроссворды и разработки игровых и
практических занятий с учениками начальной школы;
Приложение
3: памятка пешехода;
Приложение
4: разработки сценария праздника и театрализованной сказки «Маша в царстве
Светофора», фотоматериалы к ним;
Приложение
5: фотография стенда «Светофорик»;
Приложение
6: рисунки эскизов эмблемы, формы участников отряда юных
инспекторов движения;
Приложение
7: фотографии площадки по ПДД; 5. Оформление
результатов исследовательской и практической деятельности, подготовка
презентации проекта.
Результаты
исследовательской и творческой деятельности участников проекта оформлены в виде
сценария праздника, планшетов с дорожными знаками, картой населенного пункта,
памяток для учащихся, фотоматериалов.
6. Презентация
проекта.
Презентация
проекта прошла в виде большого театрализованного праздника «Нужно знать и
выполнять правила дорожные!», на котором учащиеся начальных классов получили
памятки пешехода, посмотрели сказку по ПДД»Маша в царстве Светофора», приняли
участие в игровой развлекательной программе по ПДД.
1 2 3 4