МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 х. КРАСНЫЙ КУТ
ОКТЯБРЬСКОГО (С) РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка проекта
по правилам дорожной безопасности
«Нужно знать и выполнять правила дорожные!»
Учитель высшей категории
Корытько В.И.
Красный Кут
2010 год
Пояснительная записка.
Данный проект разработан в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся начальной школы, который охватывает теорию и практику безопасного поведения учащихся в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях. Проект нацелен на практическую реализацию одного из компонентов ОБЖ – безопасного поведения школьников на улице: на проезжей части, на транспорте.
В связи с тем, что занятия по правилам безопасного поведения на улице среди младших школьников проводятся в основном в игровой форме, а усвоение материала возможно только через постоянные тренировки, в рамках проекта разработан план-маршрут безопасного пути в школу, памятка пешехода, кроссворды и игры по правилам безопасности на дорогах, театрализованная программа «Маша в царстве Светофора», изготовлены макеты знаков, встречающихся в населенном пункте.
В ходе выполнения проекта учащимся старших классов, занятым его выполнением, также даётся возможность на более высоком уровне осознать социальную значимость умений и навыков безопасного поведения на улице, закрепить и усовершенствовать знания и навыки, способы практических действий, приобрести способность к моральной и психической устойчивости в условиях повышенной опасности.
Цель проекта: содействовать формированию у младших школьников потребности предвидеть возможные экстремальные ситуации на проезжей части, выработке навыков их правильного анализа и адекватного поведения в них, то есть грамотных действий в тех условиях, которые могут встретиться в любой момент.
Задачи проекта:
1. формирование у младших школьников устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;
2. формирование осознания социальной значимости сохранения жизни и здоровья в экстремальных ситуациях;
3. создать психологический климат, способствующий появлению у учащихся как младшего возраста, так и старшеклассников заинтересованного отношения к проблеме безопасности на дорогах;
4. показать в ходе театрализованного представления недопустимость пренебрежения выполнением Правил дорожного движения.
Проект «Нужно знать и выполнять правила дорожные!» приурочен к весеннему месячнику безопасного поведения на дорогах, который традиционно проводится в школе в преддверии летних каникул. Проект разработан творческой группой, созданной из учащихся 7-9 классов.
Лидер проекта – Виниченко Анастасия – ученица 4 класса.
Координатор проекта - Корытько В.И. – классный руководитель 4 класса.
Этапы разработки проекта
«Нужно знать и выполнять правила дорожные!»
Приступая к работе над проектом «Нужно знать и выполнять правила дорожные!», был определен конечный результат – проведение большого театрализованного праздника по правилам безопасного поведения школьников на проезжей части и показ сказки «Маша в царстве Светофора».
Промежуточными этапами проектирования были определены следующие:
1. Определение круга вопросов для исследовательской работы.
2. Организация рабочих групп и выбор направления исследования.
3. Определение источников для проведения исследования и подбора практического материала.
4. Исследовательская и практическая деятельность участников проекта.
5. Оформление результатов исследовательской и практической деятельности, подготовка презентации проекта.
6. Презентация проекта.
Деятельность на каждом этапе разработки проекта.
1. Определение круга вопросов для исследовательской и практической деятельности.
- составление плана – карты населенного пункта с минимально опасными
пешеходными маршрутами по пути к школе;
- составление кроссвордов для игровых занятий с учениками начальной
школы;
- составление памятки пешехода;
- составление и разучивание сценария праздника и театрализованной сказки; - изготовление макетов дорожных знаков для представления и
практических занятий по правилам безопасного поведения на проезжей
части;
- разработка и оформление информационного стенда «Светофорик»;
- разработка эмблемы, дизайна формы участников отряда юных
инспекторов движения;
- разработка макета и создание площадки по ПДД;
2. Организация рабочих групп и выбор направления исследования.
Для практического осуществления проекта созданы 4 рабочие группы.
1-я группа приняла к исполнению составление плана – карты населенного пункта с минимально опасными пешеходными маршрутами по пути к школе,
составление памятки пешехода, разработку эмблемы, дизайна формы участников отряда юных инспекторов движения;
2-я группа - составление кроссвордов для игровых занятий с учениками начальной школы, проведение игр и практических занятий с младшими школьниками, разработку и оформление информационного стенда «Светофорик»;
3-я группа - изготовление макетов дорожных знаков для представления и разработку макета и оформления площадки по ПДД;
4-я группа - составление и разучивание сценария праздника и театрализованной сказки «Маша в царстве Светофора».
3. Определение источников для проведения исследования и подбора практического материала.
Источниками для практической деятельности были выбраны:
1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4
классы. – М: ВАКО, 2006.
2. Пляшечук В.И. Дорожная азбука. – Киев: Рад.школа, 1983.
3. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы:
школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с
картинками. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Дидактические игры. –
М.: Просвещение, 1996.
6. Тарутин. Для чего нам светофор. – Л.: Детская литература, 1980.
7. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы:
М.: Просвещение, 1996.
8. Три сигнала светофора: Дидакт.игры, сценарии вечеров досуга. Книга
для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
9. Улыбка: Мелодии из мультфильмов/ Сост.В.Модель, Ф.Модель. –
Л.: Музыка, 1991.
10. Шевченко Г.А. Тематическое планирование по основам безопасности
жизнедеятельности. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Исследовательская и практическая деятельность участников проекта.
Работа над проектом продолжалась в течение 2007-2008 учебного года. Материалы
деятельности учащихся представлены в приложениях к разработке проекта:
Приложение 1: план – карта населенного пункта с минимально опасными
пешеходными маршрутами по пути к школе;
Приложение 2: кроссворды и разработки игровых и практических занятий с учениками начальной школы;
Приложение 3: памятка пешехода;
Приложение 4: разработки сценария праздника и театрализованной сказки «Маша в царстве Светофора», фотоматериалы к ним;
Приложение 5: фотография стенда «Светофорик»;
Приложение 6: рисунки эскизов эмблемы, формы участников отряда юных
инспекторов движения;
Приложение 7: фотографии площадки по ПДД;5. Оформление результатов исследовательской и практической деятельности, подготовка презентации проекта.
Результаты исследовательской и творческой деятельности участников проекта оформлены в виде сценария праздника, планшетов с дорожными знаками, картой населенного пункта, памяток для учащихся, фотоматериалов.
6. Презентация проекта.
Презентация проекта прошла в виде большого театрализованного праздника «Нужно знать и выполнять правила дорожные!», на котором учащиеся начальных классов получили памятки пешехода, посмотрели сказку по ПДД»Маша в царстве Светофора», приняли участие в игровой развлекательной программе по ПДД.